«Программы профильных малозатратных типов лагерей и смен»
- Краткая аннотация проекта
Проект выполняет муниципальное казенное учреждение дополнительного образования Оричевский районный Дом детского творчества.
Руководитель проекта:
методист по туризму и краеведению высшей категории Дорофеева Лада Васильевна.
Руководитель туристской группы:
педагог-организатор туристско-краеведческой деятельности первой категории Тулакин Андрей Викторович.
Психолог: Лобастова Вероника Юрьевна.
2.1. Актуальность проекта:
Анализ ситуации, сложившийся в детской среде, свидетельствует о том, что отсутствие должного внимания общества к организации свободного времени детей и подростков ведёт к самым негативным результатам.
Кризис детства настолько очевиден, что о нём заговорили и представители государственных структур, и руководители общественных движений, и средства массовой информации. Этот обобщённый современными исследователями вывод свидетельствует об актуальной потребности государства в отборе научно обоснованных программ. В числе федеральных программ особое место занимает республиканское движение «Отечество». В рамках этой программы в Кировской области утверждена программа «Отечество – Земля Вятская». В Оричевском районе утверждена районная программа развития средствами туристско-краеведческой деятельности «Отечество – Земля Оричевская»
Туристско-краеведческая деятельность является оптимальной базой, как для коллективного, так и для индивидуального развития подростка. Основной задачей этой деятельности является вовлечение максимального количества детей в активный творческий процесс.
Туристский поход является одним из сложных этапов экскурсионного метода. Поход – один из самых активных способов конкретного и предметного изучения окружающей среды, которому во все времена придавали большое значение. Природа представляет собой живой музей, в котором надо уметь правильно ориентироваться, научиться не мешать работе сложных природных систем.
Немаловажное значение имеет и эмоциональная сторона походной деятельности. Даже маленькая прогулка уже даёт учащимся определённое настроение, целую гамму эмоций. Вот эти-то эмоции и окрашивают походные знания в яркие, незабываемые тона, делая их в то же время чрезвычайно живучими и прочными. В результате дети часто сохраняют впечатления от таких поездок даже тогда, когда становятся взрослыми людьми.
2.2. Значимость проекта.
Необходимо указать на воспитательное значение туристско-краеведческой деятельности в общественном смысле.
Отсутствие общественных навыков, наблюдаемое у некоторых детей, в обычной обстановке не проявляется, но в походе эти недостатки обнаруживаются очень резко. Перед подростком встаёт вопрос: или серьёзно заняться своим перевоспитанием на общественный лад, что большинство и делает, или нести на себе тягостное нерасположение коллектива.
Словом, походы, особенно продолжительные и сопряжённые с тяжёлым ежедневным трудом, осложнениями в пути, представляют собой своеобразную школу воспитания и общественной закалки. Туризм создаёт благоприятную почву для воспитания трудовых и волевых навыков. В походе турист учится преодолевать препятствия, готовить пищу, рубить дрова, ставить палатку. Можно с уверенностью сказать, что каждый турист, призванный в последствии в армию, покажет себя подготовленным, знающим, выносливым военнослужащим, готовым защитить свою Родину.
Туристическая группа – это не класс. Походная жизнь сближает туристов, они лучше узнают друг друга, часто дружба, возникшая в путешествии, остаётся на долгие годы.
Естественно, нельзя ожидать, что уже первое путешествие позволит пожинать положительные плоды. Походы надо проводить систематически, постоянно усложняя маршруты. Только тогда экологическая и туристско-краеведческая работа действительно станет комплексным видом воспитания молодого поколения.
2.3. Особенность проекта в том, что он направлен на работу с подростками группы риска, имеющих проблемы социализации, из неблагополучных, неполных, малообеспеченных семей, с низким уровнем коммуникативной культуры.
2.4. Аудиторию проекта составляют учащиеся – дети и подростки группы риска и их родители.
2.5. Цель проекта: Педагогическая поддержка и развитие детей и подростков группы риска с проблемами социальной коммуникации.
2.6. Задачи:
- Просвещение подростков в вопросах экологии и бережного отношения к природе, активная занятость подростков в каникулярное время.
- Проведение предварительной диагностики психологической совместимости туристско-краеведческой группы;
- Поведение туристско-краеведческого похода.
2.7. Ожидаемые результаты
Проблемный анализ психологического климата в подростковой группе риска. Психологический анализ юных туристов по заинтересованности, воспитанности, уровню социальной адаптации, тревожности.
Проведение занятий с туристской группой Темы: «Природа Кировской области», «Как найти себе друга в походе», «Капризы природы Кировской области», «Техника пешеходного туризма», «Выживание в сложных условиях», «Техника безопасности».
Проведение учебно-исследовательского похода на тему: «Изучение памятников природы Кировской области»
Проблемный анализ психологического состояния подростков группы риска.
Подведение итогов работы проекта.
3. Реализация проекта
Продолжительность проекта с 20 – по 29 августа 2020 года.
20 августа 2020 года:
- набор группы подростков
- проведение анкетирования и тестирования подростков;
20-21 августа 2020 года:
- проведение занятий с учащимися объединения «Туризм» руководитель А.В. Тулакин на темы: «Природа Кировской области», «Техника пешеходного туризма», «Выживание в сложных условиях». «Техника безопасности»;
- проведение медосмотра;
- индивидуальная работа с родителями;
22 – 27 августа 2020 года;
- проведение учебно-исследовательского похода по южным районам Кировской области.
27 – 29 августа 2020 года
- подведение итогов похода;
- проведение проблемного психологического анализа в группе юных туристов;
- отчёт.
4. Описание проекта
Для поддержки и развития детей и подростков группы риска и профилактики негативных явлений в подростково - молодёжной среде необходимо создать условия для формирования физически сильной и морально устойчивой личности. Такие условия можно создать при помощи туристско-краеведческих походов, потому как сильная личность может выть воспитана в условиях преодоления трудностей, преодоления себя, преодоления страха перед сложными жизненными ситуациями.
Для выполнения поставленной цели необходимо выявить уровень социальной адаптации подростков, создать условия для самостоятельного формирования групп подростками:
- своевременное выявление негативных явлений в подростковой среде;
- проведение анкетирования и тестирования подростков;
- проведение занятий с подростками на темы: «Как найти себе друга в походе», «Капризы природы Кировской области», «Техника пешеходного туризма», «Выживание в сложных условиях», «Техника безопасности»;
- оказание помощи при преодолении сложных ситуаций в походе.
Для постепенного повышения физических и психологических нагрузок необходимы практические занятия на местности. Таким образом, происходит постепенное привыкание к коллективу группы, нагрузкам на маршруте, к удалённости от дома.
Вторая ступень на пути становления личности подростка – участие подростка в исследовательской деятельности. При этом необходимо:
- изучение литературных источников по изучаемому объекту;
- исследование, описание и систематизация данных, полученных при изучении;
- оформление отчёта похода по изучаемой теме.
Третья ступень подготовки подростков – участие в учебно-исследовательском походе. Этот вид походов предполагает:
- выезд в дальние, малонаселённые районы Кировской области со сложным рельефом и малодоступными для транспорта дорогами.
- поход проводится в конце лета, в это время неблагоприятные условия погоды часто становятся серьёзным препятствием в пути.
- поход проводится 6 дней.
- Рабочий план реализации проекта
№ п/п
|
Наименование мероприятий
|
Сроки выполнения
|
Ответственные за выполнение
|
1.
|
Набор групп. Проблемный анализ психологического климата в туристской группе.
|
20 августа 2020 г.
|
Тулакин А.В. Дорофеева Л.В.
|
2.
|
Проведение занятий с туристской группой на темы: «Природа Кировской области», «Техника пешеходного туризма», «Выживание в сложных» условиях, «Техника безопасности»;
|
20–21 августа 2020 г.
|
Тулакин А.В.
|
3.
|
Проведение учебно-исследовательского похода
|
22-27 августа 2020 г.
|
Тулакин А.В.
Дорофеева Л.В.
|
4.
|
Проблемный анализ психологического состояния подростков, отчёт о походе.
|
27-29 августа 2020 г.
|
Дорофеева Л.В.
|
8. Механизм оценки результатов
Критерии оценки эффективности проекта:
Оценка работы в рамках проекта и её эффективность оценивается по следующим критериям:
- количество подростков, охваченных деятельностью при выполнении проекта;
- повышение активности и инициативности подростков и молодежи в сфере туристско-краеведческой деятельности;
- снижение уровня подростковой преступности в районе;
Анализ реализации проекта, реализованного в 2010
Анализ ситуации, сложившийся в детской среде, свидетельствует о том, что отсутствие должного внимания общества к организации свободного времени детей и подростков ведёт к самым негативным результатам.
Кризис детства настолько очевиден, что о нём заговорили и представители государственных структур, и руководители общественных движений, и средства массовой информации. Этот обобщённый современными исследователями вывод свидетельствует об актуальной потребности государства в отборе научно обоснованных программ. В числе федеральных программ особое место занимает республиканское движение «Отечество». В рамках этой программы в Кировской области утверждена программа «Отечество – Земля Вятская». В Оричевском районе утверждена районная программа развития средствами туристско-краеведческой деятельности «Отечество – Земля Оричевская»
Туристско-краеведческая деятельность является оптимальной базой, как для коллективного, так и для индивидуального развития подростка. Основной задачей этой деятельности является вовлечение максимального количества детей в активный творческий процесс.
Данный проект проходил апробирование в 2010 году.
В 2010 году Оричевский районный Дом детского творчества стал лауреатом смотра-конкурса на лучший проект по организации работы с детьми группы риска в номинации: «Программы профильных малозатратных типов лагерей и смен». Руководитель проекта методист по туризму и краеведению высшей категории Дорофеева Лада Васильевна. Руководитель туристской группы педагог-организатор туристско-краеведческой деятельности первой категории Тулакин Андрей Викторович.
Особенностью данного проекта является то, что он направлен на работу с подростками группы риска, имеющих проблемы социализации, из неблагополучных, неполных, малообеспеченных семей, с низким уровнем коммуникативной культуры.
Участниками проекта стали 14 подростков группы риска и их родители.
Цель проекта: Педагогическая поддержка и развитие детей и подростков группы риска с проблемами социальной коммуникации.
Задачи:
- Просвещение подростков в вопросах экологии и бережного отношения к природе, активная занятость подростков в каникулярное время.
- Проведение предварительной диагностики психологической совместимости туристско-краеведческой группы;
- Поведение туристско-краеведческой экспедиции.
Для поддержки и развития подростков группы риска и профилактики негативных явлений в подростково - молодёжной среде необходимо создать условия для формирования физически сильной и морально устойчивой личности. Такие условия можно создать при помощи туристско-краеведческих походов, потому как сильная личность может выть воспитана в условиях преодоления трудностей, преодоления себя, преодоления страха перед сложными жизненными ситуациями.
Для выполнения поставленной цели необходимо выявить уровень социальной адаптации подростков, создать условия для самостоятельного формирования группы подростками:
- своевременное выявление негативных явлений в группе туристов;
- проведение занятий с подростками на темы: «Как найти себе друга в походе», «Капризы природы Кировской области», «Техника пешеходного туризма», «Выживание в сложных условиях», «Техника безопасности»;
- оказание помощи при преодолении сложных ситуаций при проведении экспедиции.
Реализация проекта проходила с 20 – по 29 августа 2010 года.
- августа был проведён набор группы подростков. Так же проводилось анкетирования и тестирования подростков;
20 – 21 августа были проведены занятия с участниками проекта на темы: «Природа Кировской области», «Техника пешеходного туризма», «Выживание в сложных условиях». «Техника безопасности». Участникам так же необходимо было пройти медосмотр. Проводилась индивидуальная работа с родителями.
С 22 по 29 августа группа туристов – участников проекта выехала на место проведения экспедиции - в урочище Атары, Лебяжского района Кировской области.
Первая ступень по реализации цели экспедиции - постепенное повышения физических и психологических нагрузок необходимых при практических занятиях на местности. Таким образом, происходит постепенное привыкание подростков к коллективу группы, нагрузкам на маршруте, к удалённости от дома.
Вторая ступень на пути становления личности подростка – участие подростка в исследовательской деятельности. При этом необходимо:
- изучение литературных источников по изучаемому объекту;
- исследование, описание и систематизация данных, полученных при изучении памятников природы и исторических памятников;
Третья ступень подготовки подростков – участие в учебно-исследовательской экспедиции:
- выезд в малонаселённый район Кировской области со сложным и малодоступным для транспорта рельефом.
- экспедиция проходила в конце лета, поэтому неблагоприятные условия погоды стали серьёзным испытанием при проведении данного мероприятия.
29 августа - подведение итогов похода;
Эффективность проекта:
Оценка работы в рамках проекта и её эффективность мы оцениваем по следующим критериям:
- количество подростков, охваченных деятельностью при выполнении проекта - 14 подростков;
- повышение активности и инициативности подростков и молодежи в сфере туристско-краеведческой деятельности – 10 подростков прошедшие данный проект, занимаются туризмом и краеведением в туристско-краеведческих объединениях Дома детского творчества;
- снижение уровня подростковой преступности в районе.
|