Пятница, 03.05.2024, 06:47 Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сайт Дорофеевой Лады ВасильевныМетодиста по краеведению и туризму, | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Младшие инструкторы школьного туризмаМладшие инструкторы школьного туризма
Программа рассчитана на педагогов, учителей и учащихся старших классов, имеющих опыт туристической подготовки. Туристам – учащимся общеобразовательных школ, профтехобразования и средних учебных заведений, достигшим 17-летнего возраста, имеющим значок «Турист России», успешно окончившим семинар (сбор) подготовки младших инструкторов туризма и сдавшим экзамены, присваивается звание младшего инструктора, выдается удостоверение единого образца «Младший инструктор туризма». Задачи:
Тематический план
Младший инструктор, достигший восемнадцатилетнего возраста, получает право на руководство походами выходного дня и походами в соответствии с «Правилами организации самодеятельных туристских походов на территории Российской Федерации», а так же может быть зачислен в школу (семинар) средней туристской подготовки. По завершению обучения инструкторы должны знать:
По завершению обучения инструкторы должны уметь:
I. Общая подготовка 1.История развития и современная организация школьного и взрослого туризма в стране. История становления и развития туризма в России. Зарождение и формирование организационной структуры туризма. (Общество пролетарского туризма – 1929 год, Всесоюзное добровольное общество пролетарского туризма и экскурсий – 1930 год). Роль профсоюзов в развитии туристско-экскурсионного движения. Туристско-экскурсионное управление при ВЦСПС – 1936 год. История и современная организация детского туризма. Центральная детская экскурсионно-туристическая станция, станции юных туристов, Дворцов и Домов пионеров и школьников, туристско-краеведческие экспедиции, соревнования школьников по туризму, туристские походы и др. 2.Система организации туристской работы в общеобразовательных школах и внешкольных учреждениях. Роль отделов народного образования, Центральной детской экскурсионно-туристской станции юных туристов. Основные направления обучения туризму в школах и внешкольных учреждениях; юные туристы, юные туристы-проводники, юные археологи, историки-краеведы, географы-краеведы, литературные краеведы, туристы-пешеходы, туристы-лыжники, туристы-горники, туристы-водники, туристы спелеологи, велотуристы, младшие инструкторы туризма. Нормативы на значки «Юный турист», «Смелые и ловкие», «Спортивная смена», «Сила и мужество» и «Турист СССР». Разрядные требования по туризму. Порядок оформления награждения значками, присвоения разрядов и званий. 3.Организация и планирование туристско-краеведческой работы. Принципиальная схема организации и формы туристско-краеведческой работы в общеобразовательных школах и внешкольных учреждениях. Планирование туристско-краеведческой работы. Кружок – основная форма подготовки школьников по туризму. Единство учебной и воспитательной работы в кружке. Планирование учебного процесса. Методические рекомендации по составлению расписания занятий. Особенности обучения в учебно-зачетном походе. Практическое занятие: Составление плана туристско-краеведческой работы школы и расписания занятий кружка на учебную четверть
Задачи туристских слетов и соревнований. Организационный комитет и штаб слета, их состав и обязанности. Положение о слете. Выбор места слета, согласование с местными властями и лесничеством, оборудование. Организация общего костра и меры безопасности. Охрана природы. Трудовой десант. Виды туристических соревнований. Положение о соревнованиях. Подготовка трасс и дистанций соревнований. Судейская коллегия, её состав, права и обязанности. Порядок проведения соревнований. Подведение итогов. Определение победителей. Объявление результатов и награждение. Практические занятия: Разработка положения о соревнованиях. Подготовка трассы соревнований. Участие в судействе.
Руководящие документы по организации туристской работы Министерства просвещения СССР, Министерства просвещения республик, Центральной детской экскурсионно-туристической станции и др. Основная литература (общая и по видам туризма): туристская, краеведческая, педагогическая, методическая. Учебные и наглядные пособия, используемые при обучении туризму. II Учебная и воспитательная работа Подготовка младшего инструктора к занятиям
Единство обучения и воспитания. Весь процесс обучения направлен на то, чтобы привить навыки и умения, необходимые для проведения похода. Системность и логическая последовательность обучения. Постепенный переход от простого к более сложному материалу. Проведение практических занятий на местности после лекций, бесед или групповых занятий в помещении, сознательное и активное отношение обучаемых. Доступность обучения по глубине и объему. Наглядность обучения. Учебные материально-техническая база. Прочное овладение знаниями, навыками и умениями. Коллективизм и индивидуальный подход в обучении.
Младший инструктор имеет право проводить занятия с туристами, готовить их на значок «Юный турист», быть помощником руководителя в походах, участвовать в подготовке и проведении массовых туристско-краеведческих мероприятий, носить значок «Младший инструктор» Младший инструктор обязан: добросовестно относиться к своим обязанностям обучающего и воспитателя, быть принципиальным, дисциплинированным и нравственно чистым человеком, хорошо знать теорию и практику туризма, обладать необходимыми организаторскими способностями, морально-волевыми качествами, педагогическими навыками и тактом.
Теоретические занятия – устное изложение учебного материала: рассказ, объяснение, лекция, беседа Зависимость успеха устного изложения от его тесной связи с практикой, подбора и правильного использования фактов, установления атмосферы взаимопонимания с аудиторией, активности обучаемых, умелого построения и эмоциональности изложения материала. Практические занятия Обучение конкретным практическим темам, когда рассказ и объяснение руководителей сопровождаются демонстрацией и отработкой приемов и навыков, без обязательности действий на местности. Теоретические и практические занятия в помещении должны сопровождаться показом натуральных или наглядных изобразительных средств (схемы, плакаты, макеты, диафильмы, видео- и кинофильмы и т.д.) Практические занятия на местности Отработка методики оценки обстановки и принятие решения на преодоление препятствия, выработка тактического плана действий, отработка технических приемов, способов преодоления препятствий и мер по обеспечению безопасности. 4.Воспитательная работа младшего инструктора Основные принципы воспитания: воспитание в процессе школьного и туристского обучения, в коллективе и через коллектив, индивидуальный подход в сочетании требовательности с уважением личного достоинства, опора на положительные качества личности и коллектива. Согласованность применения воспитательных воздействий. Практическое занятие Разбор конфликтных ситуаций и способов выходов из них. 5.Подготовка младшего инструктора к занятиям При проведении занятий в полевых условиях выбрать местность, на которой можно качественно отработать все учебные вопросы, а также наметить меры предосторожности и безопасности во время проведения занятий. Практические занятия: Составление планов, конспектов занятий, их рецензирование и разбор, проведение занятий в помещении и на местности и разбор их качества. III. Специальная подготовка – учебная практика в чтении лекций и проведении групповых занятий А. Лекции: Виды туризма и их особенности. Специфика вида туризма, преимущества и отличительные черты. Комбинированные походы. Состояние и развитие данного вида туризма. Влияние рельефа, погодных условий, температуры, продолжительности дня, солнечной радиации, высоты, расположения населенных пунктов и топливных возможностей местности на планирование и проведение похода. Опасности маршрута. Краткие сведения о несчастных случаях. Систематичность общей технической и видовой технической подготовки. 1.Материальное обеспечение похода. Подготовка, проведение и подведение итогов похода Инструкция по организации и проведению туристских походов. Обязанности руководителя и участников похода. Подбор группы и распределение обязанностей. Определение цели и района похода. Сбор сведений о районе похода, связь с местными краеведами, школами, станциями юных туристов и т.д. Выбор или получение краеведческого задания. Подбор картографического материала. Разработка маршрута и календарного плана похода. Составление сметы. Оформление походных и заявочных документов. Утверждение маршрута в маршрутно-квалификационной комиссии. Получение разрешения на выход в поход. Подведение итогов похода: составление отчета, подготовка выставки, проведение итогового вечера, участие в конкурсах. 2.Снаряжение для похода I и II категории сложности Общественное и личное снаряжение туристов. Требования к снаряжению: малый вес, прочность, хорошие теплоизоляционные свойства, водонепроницаемость, защита от влаги, наличие запасной одежды и обуви. Специальное видовое снаряжение, снаряжение и имущество для страховки и самостраховки 3.Питание в походе Значение правильной организации питания в походе. Примерный набор продуктов и их калорийность. Возможности пополнения пищевых продуктов в пути, рыбная ловля, сбор ягод и грибов. Роль белков, жиров, углеводов и витаминов. Примерная дневная норма расходов продуктов питания. Зависимость меню от протяженности и сложности дневного перехода и других условий. «Карманное питание». Применение сахара, глюкозы, шоколада, витаминов на особо трудных участках пути. Водно-солевой режим, «НЗ» продуктов. Составление меню, определение необходимого количества продуктов с учетом их веса и калорийности. Подготовка и упаковка продуктов. Простейшие способы очистки и обеззараживания воды. Знание ядовитых растений, грибов и ягод. 4.Тактика похода Понятие «тактика похода». План похода. Виды маршрутов, их относительные преимущества и недостатки. Зависимость веса рюкзака от вида маршрута. Продолжительность похода, количество дневок и резервных дней. Распределение по маршруту технически сложных участков. График похода. Запасной маршрут. Планирование эмоциональных нагрузок. Планирование дневного перехода. График движения, распорядок дня, выбор места бивака. План преодоления препятствия. Всесторонняя и тщательная проверка обстановки. Естественные и искусственные препятствия, техника их преодоления и меры по обеспечению безопасности. Основные причины возникновения опасных ситуаций и меры по их предупреждению. Организация и проведение поисково-спасательных работ силами группы. Типы веревок и их характеристики. Меры по сохранению веревки и проверка её качества. Основные узлы. Грудная обвязка, пояс Абалокова, карабины и др. 5.Характерные заболевания и травмы в походе, их профилактика и лечение Соблюдение правил личной гигиены. Значение своевременного оказания доврачебной помощи. Лечение, доступное в походных условиях. Первая помощь при ожоге, кровотечении, повреждении кожного покрова, ушибе, вывихе, растяжении, переломе, солнечном и тепловом ударах, обморожении и переохлаждении, отравлении и ядовитом укусе. Наложение повязок и шин. Остановка кровотечения, искусственное дыхание. Транспортировка пострадавшего. Состав медицинской аптечки. Б. Письменные контрольные задания:Подготовка похода. Расчет продуктов питания для похода. Основные условные топографические знаки. Краеведческая работа в походе. Обработка ран, наложение повязок и шин.Г. Практические занятия на местности Техника преодоления препятствий и меры по обеспечению безопасности (раскрываются по видам туризма) Д. Пешеходный туризм. Движение по травянистым склонам. Движение по заболоченным участкам. Движение по осыпям и моренам. Движение в лесу. Преодоление ручьев и небольших рек. Е. Лыжный туризм. Техника тропления лыжни. Подъемы, спуски, повороты и торможение на лыжах. Преодоление крутых заснеженных склонов. Движение по замерзшим рекам и водоемам. Действия группы в сложных метеорологических условиях. Оказание помощи при обморожениях В. Велосипедный туризм Устройство велосипеда и уход за ним. Техника езды на велосипеде Техника преодоления препятствий. Движение на улицах и дорогах. IV Подготовка многодневного похода 1. Подготовка походной документации Разработка плана подготовки похода. Сбор и обсуждение собранного материала оп району предстоящего похода. Разработка маршрута с учетом спортивной цели, краеведческих и специальных поисковых (исследовательских) задач. Составление календарного плана и сметы расходов. Подготовка материальной части. Оформление заявочной и маршрутной книжек и подготовка к утверждению маршрута. Сообщение о походе в органы контрольно-спасательной службы. 2. Расчет продуктов питания для похода Составить меню, с учетом пожеланий участников и повторяемостью через 3-4 дня, подсчитать вес и калорийность дневного рациона на одного человека. Подсчитать общее количество продуктов каждого вида на весь поход. Определить, какие продукты взять с собой, а какие докупить на маршруте, распределить закупку между участниками. Подготовка и расфасовка продуктов, их учет и сохранение. 3. Выработка тактического плана преодоления сложного препятствия 4. Ориентирование на местности с помощью карты. Определение сторон горизонта 5. Движение по маршруту 6. Привалы и ночлеги в полевых условиях 7. Действия участника, отставшего от группы 8. Транспортировка пострадавшего на длительное расстояние. 9. Зачетный поход Техника преодоления препятствий и меры по обеспечению безопасности (тема раскрывается по видам туризма): КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К ПЕШЕМУ ПОХОДУ И ПРАВИЛЬНО СОБРАТЬ РЮКЗАК |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Оричевский Дом детского творчества © 2024 Создать бесплатный сайт с uCoz |