Пятница, 03.05.2024, 06:47
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Сайт Дорофеевой Лады Васильевны


Методиста по краеведению и туризму,
педагога дополнительного образования



Меню сайта
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Младшие инструкторы школьного туризма

Младшие инструкторы школьного туризма

 

Программа рассчитана на педагогов, учителей и учащихся старших классов, имеющих опыт туристической подготовки.

Туристам – учащимся общеобразовательных школ, профтехобразования и средних учебных заведений, достигшим 17-летнего возраста, имеющим значок «Турист России», успешно окончившим семинар (сбор) подготовки младших инструкторов туризма и сдавшим экзамены, присваивается звание младшего инструктора, выдается удостоверение единого образца «Младший инструктор туризма».

Задачи:

  1. Накопление и углубление туристических знаний будущими вожаками школьного туризма.
  2. Познакомить обучающихся с основами педагогики и использованием их в обучении туризму. А так же дать необходимые навыки в умении подготовиться к занятиям.
  3. Развитие и закрепление основ методических навыков в проведении занятий.
  4. Дать необходимые навыки в проведении занятий, способствовать дальнейшему углублению знаний фактологической стороны тем, т.е.  изучению самого туризма.
  5. Дать необходимые знания и навыки для практической работы в поле и проведения туристских походов и экспедиций и соревнований.

Тематический план

№ п/п

 

Наименование тем

Количество часов

Всего

Курс лекций

Практика

Контрольные работы

В походе

I

1.

 

2.

 

 

3.

 

4.

5.

Общая подготовка http://www.svastour.ru/instruktor.htm

История развития и современная организация школьного и взрослого туризма в стране. http://tyr-zo.narod.ru/met/vasilev.html;  http://www.svastour.ru/kavkaz/d-tour.htm

Система организации туристской работы в общеобразовательных школах и внешкольных. http://skitalets.ru/books/metod/turiorient/

учреждениях. http://festival.1september.ru/articles/214256/

Организация  и планирование туристско-краеведческой  работы  http://www.dissercat.com/content/organizatsionno-pedagogicheskie-osobennosti-shkolnogo-turizma

Туристские слёты и соревнования

Обзор руководящих документов, литературы и учебно-методических пособий по туризму. http://turcentrrf.ru/interesnye-sobytiya?mode=view&post_id=2690803

http://turcentrrf.ru/dokumenty

http://www.skitalets.ru/books/metod/instukt_metod/

 

1

 

1

 

 

1

 

10

1

 

1

 

1

 

 

1

 

1

1

 

-

 

-

 

 

1

 

1

-

 

-

 

-

 

 

-

 

8

-

14

5

2 раб.

8

II

1.

 

2.

3.

4

5.

Учебная и воспитательная работа http://school-tp.sfu-kras.ru/material/kadry_ST.pdf

Основные принципы педагогики и их использование при обучении школьников туризму

Права и обязанности младшего инструктора

Формы (методы) учебной работы в школьном туризме

Воспитательная работа инструктора

Подготовка младшего инструктора к занятиям

 

1

 

1

1

3

1

 

1

 

1

1

1

1

 

-

 

1

1

-

1

 

-

 

-

-

2

-

7

5

3 раб.

2

III

 

А

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Специальная подготовка – учебная практика в чтении лекций и проведении групповых занятий

Лекции: http://www.medical-enc.ru/turizm/

Виды туризма и их особенности  http://www.tkmgtu.ru/files/velo/school/Tour_sport.pdf

Подготовка, проведение и подведение итогов похода

Снаряжение для походов  http://bike-rep.ru/PrivEquip.html

Питание в походе

 http://kvtmsu.ru/index.php/materialsnew/2008-12-02-09-55-48/113-2008-12-12-09-34-48

Тактика похода  http://tyr-zo.narod.ru/liter/sl_turpohod/sl_turpohod23.htm

Естественные и искусственные препятствия, техника их преодоления и меры по обеспечению безопасности  http://tyr-zo.narod.ru/liter/sl_turpohod/sl_turpohod24.htm

Характерные заболевания и травмы в походе, их профилактика и лечение.http://www.patriotvrn.ru/turizm/informaciya/992-pohodnyi-travmatizm    http://www.wmbel.net/htlm/medik.htm

 

 

 

1

1

1

1

1

1

 

1

 

 

 

1

1

1

1

1

1

 

1

 

 

 

-

-

-

-

-

-

 

-

 

 

 

-

-

-

-

-

-

 

-

7

7

-

-

Б

1.

2.

3.

4.

5.

Контрольные задания:
Подготовка похода  http://tourlib.net/books_tourism/grycak07.htm

Расчет продуктов питания для похода

Основные условные топографические знаки

Краеведческая работа в походе 

http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,5440/Itemid,5461368/

Обработка ран, наложение повязок и шин

 

 

1

1

1

1

1

 

-

-

-

-

-

 

1

1

1

1

1

 

-

-

-

-

-

5

-

5 раб.

-

В

1.

Практические занятия на местности

Техника преодоления препятствий и меры по обеспечению безопасности (раскрываются по видам туризма)

 

9

 

-

 

-

 

9

Г

1

2

3

4

5

Пешеходный туризм           

Движение по травянистым склонам  

Движение по заболоченным участкам

Движение по осыпям и моренам

Движение в лесу

Преодоление ручьев и небольших рек

 

3

3

3

6

3

 

-

-

-

-

-

 

-

-

-

-

-

 

3

3

3

6

3

Д

1

2

3

4

5

6

Лыжный туризм       http://www.myshared.ru/slide/68192

Техника тропления лыжни

Подъемы, спуски, повороты и торможение на лыжах

Преодоление крутых заснеженных склонов

Движение по замерзшим рекам и водоемам

Действия группы в сложных метеорологических условиях

Оказание помощи при обморожениях

 

3

3

3

3

3

3

 

-

-

-

-

-

-

 

-

-

-

-

-

-

 

3

3

3

3

3

3

Е

1

2

3

4

Велосипедный туризм     https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/101397

Устройство велосипеда и уход за ним

Техника езды на велосипеде

Техника преодоления препятствий

Движение на улицах и дорогах

 

3

3

3

3

 

-

-

-

-

 

-

-

-

-

 

3

3

3

3

IV

1.

2.

3.

 

4.

5.

6.

7.

8.

9.

Подготовка многодневного похода   http://ped-kopilka.ru/blogs/ana-borisovna-skutina/organizacija-i-provedenie-mnogodnevnogo-pohoda-metodicheskie-rekomendaci.html

Подготовка походной документации

Привалы и ночлеги в полевых условиях

Выработка тактического плана преодоления сложного препятствия

Определение сторон горизонта

Ориентирование на местности с помощью карты

Движение по маршруту

Действия участника, отставшего от группы

Транспортировка пострадавшего на длительное расстояние

Зачетный поход

 

1

10

1

 

2

2

10

8

6

5дней

 

-

 

-

 

1

1

-

1

1

 

1

 

1

 

-

-

-

1

1

   

-

10

-

 

1

1

10

6

4

5 дн.

88

4

4 раб.

80

 

 

 

 

Младший инструктор, достигший восемнадцатилетнего возраста, получает право на руководство походами выходного дня и походами в соответствии с «Правилами организации самодеятельных туристских походов на территории Российской Федерации», а так же может быть зачислен в школу (семинар) средней туристской подготовки.

По завершению обучения инструкторы должны знать:

  • правила организации туристических многодневных и категорийных походов;
  • требования к правилам поведения в экологических экспедициях и многодневных походах, вопросы экологии, туризма;
  • правила организации туристской техники при преодолении естественных препятствий;
  • прикладную топографию и спортивное ориентирование;
  • иметь прочные знания по истории, географии и культуре родного края;
  • правила оказания первой доврачебной медицинской помощи в полевых условиях;
  • определять и находить лекарственные, опасные и ядовитые растения и животные родного края.

По завершению обучения инструкторы должны уметь:

  • проводить группу по сложным участкам маршрута;
  • организовывать походный быт, составлять раскладку продуктов для походов 1 категории сложности для любого вида туризма;
  • организовывать переправы через все виды естественных препятствий;
  • ориентироваться по карте и компасу на маршруте первой категории сложности в любое время суток и время года;
  • квалифицированно оказать первую доврачебную помощь.

I. Общая подготовка

1.История развития и современная организация школьного и взрослого туризма в стране.

История становления и развития туризма в России. Зарождение и формирование организационной структуры туризма. (Общество пролетарского туризма – 1929 год, Всесоюзное добровольное общество пролетарского туризма и экскурсий – 1930 год).

Роль профсоюзов в развитии туристско-экскурсионного движения. Туристско-экскурсионное управление при ВЦСПС – 1936 год.

История и современная организация детского туризма. Центральная детская экскурсионно-туристическая станция, станции юных туристов, Дворцов и Домов пионеров и школьников, туристско-краеведческие экспедиции, соревнования школьников по туризму, туристские походы и др.

2.Система организации туристской работы в общеобразовательных школах и внешкольных учреждениях.

Роль отделов народного образования, Центральной детской экскурсионно-туристской станции юных туристов.

Основные направления обучения туризму в школах и внешкольных учреждениях; юные туристы, юные туристы-проводники, юные археологи, историки-краеведы, географы-краеведы, литературные краеведы,  туристы-пешеходы, туристы-лыжники, туристы-горники, туристы-водники,  туристы спелеологи, велотуристы, младшие инструкторы туризма.

Нормативы на значки «Юный турист», «Смелые и ловкие»,  «Спортивная смена», «Сила и мужество» и «Турист СССР».

Разрядные требования по туризму. Порядок оформления награждения значками, присвоения разрядов и званий.

3.Организация и планирование туристско-краеведческой работы.

Принципиальная схема организации и формы туристско-краеведческой работы в общеобразовательных школах и внешкольных учреждениях. Планирование туристско-краеведческой работы.

Кружок – основная форма подготовки школьников по туризму. Единство учебной и воспитательной работы в кружке. Планирование учебного процесса. Методические рекомендации по составлению расписания занятий. Особенности обучения в учебно-зачетном походе.

Практическое занятие:

Составление плана туристско-краеведческой работы школы и расписания занятий кружка на учебную четверть

  1. Туристские слеты и соревнования.

Задачи туристских слетов и соревнований. Организационный комитет и штаб слета, их состав и обязанности. Положение о слете. Выбор места слета, согласование с местными властями и лесничеством, оборудование. Организация общего костра и меры безопасности. Охрана природы. Трудовой десант.

Виды туристических соревнований. Положение о соревнованиях. Подготовка трасс и дистанций соревнований. Судейская коллегия, её состав, права и обязанности. Порядок проведения соревнований. Подведение итогов. Определение победителей. Объявление результатов и награждение.

Практические занятия:

Разработка положения о соревнованиях. Подготовка трассы соревнований. Участие в судействе.

 

  1. Обзор руководящих документов, литературы и учебно-методических пособий по туризму

Руководящие документы по организации туристской работы Министерства просвещения СССР, Министерства просвещения республик, Центральной детской экскурсионно-туристической станции и др.

Основная литература (общая и по видам туризма): туристская, краеведческая, педагогическая, методическая. Учебные и наглядные пособия, используемые при обучении туризму.

II Учебная и воспитательная работа

Подготовка младшего инструктора к занятиям

  1. Основные принципы педагогики и их использование при обучении школьников туризму.

Единство обучения и воспитания. Весь процесс обучения направлен на то, чтобы привить навыки и умения, необходимые для проведения похода. Системность и логическая последовательность обучения. Постепенный переход от простого к более сложному материалу. Проведение практических занятий на местности после лекций, бесед или групповых занятий в помещении, сознательное и активное отношение обучаемых. Доступность обучения по глубине и объему. Наглядность обучения. Учебные материально-техническая база. Прочное овладение знаниями, навыками и умениями. Коллективизм и индивидуальный подход в обучении.

  1. Права и обязанности младшего инструктора

Младший инструктор имеет право проводить занятия с туристами, готовить их на значок «Юный турист», быть помощником руководителя в походах, участвовать в подготовке и проведении массовых туристско-краеведческих мероприятий, носить значок «Младший инструктор»

Младший инструктор обязан: добросовестно относиться к своим обязанностям обучающего и воспитателя, быть принципиальным, дисциплинированным и нравственно чистым человеком, хорошо знать теорию и практику туризма, обладать необходимыми организаторскими способностями, морально-волевыми качествами, педагогическими навыками и тактом.

  1. Формы и методы учебной работы в школьном туризме.

Теоретические занятия – устное изложение учебного материала: рассказ, объяснение, лекция, беседа

Зависимость успеха устного изложения от его тесной связи с практикой, подбора и правильного использования фактов, установления атмосферы взаимопонимания с аудиторией, активности обучаемых, умелого построения и эмоциональности изложения материала.

Практические занятия

Обучение конкретным практическим темам, когда рассказ и объяснение руководителей сопровождаются демонстрацией и отработкой приемов и навыков, без обязательности действий на местности. Теоретические и практические занятия в помещении должны сопровождаться показом натуральных или наглядных изобразительных  средств (схемы, плакаты, макеты, диафильмы, видео- и кинофильмы и т.д.)

Практические занятия на местности

Отработка методики оценки обстановки и принятие решения на преодоление препятствия, выработка тактического плана действий, отработка технических приемов, способов преодоления препятствий и мер по обеспечению безопасности.

4.Воспитательная работа младшего инструктора

Основные принципы воспитания: воспитание в процессе школьного и туристского обучения, в коллективе и через коллектив, индивидуальный подход в сочетании требовательности с уважением личного достоинства, опора на положительные качества личности и коллектива. Согласованность применения воспитательных воздействий.

Практическое занятие

Разбор конфликтных ситуаций и способов выходов из них.

5.Подготовка младшего инструктора к занятиям

При проведении занятий в полевых условиях выбрать местность, на которой можно качественно отработать все учебные вопросы, а также наметить меры предосторожности и безопасности во время проведения занятий.

Практические занятия:

Составление планов, конспектов занятий, их рецензирование и разбор, проведение занятий в помещении и на местности и разбор их качества.

III. Специальная подготовка – учебная практика в чтении лекций и проведении групповых занятий

А. Лекции: Виды туризма и их особенности.

Специфика вида туризма, преимущества и отличительные черты. Комбинированные походы. Состояние и развитие данного вида туризма.

Влияние рельефа, погодных условий, температуры, продолжительности дня, солнечной радиации, высоты, расположения населенных пунктов и топливных возможностей местности на планирование и проведение похода. Опасности маршрута. Краткие сведения о несчастных случаях.

Систематичность общей технической и видовой технической подготовки.

1.Материальное обеспечение похода. Подготовка, проведение и подведение итогов похода

Инструкция по организации и проведению туристских походов. Обязанности руководителя и участников похода. Подбор группы и распределение обязанностей.

Определение цели и района похода. Сбор сведений о районе похода, связь с местными краеведами, школами, станциями юных туристов и т.д. Выбор или получение краеведческого задания. Подбор картографического материала.

Разработка маршрута и календарного плана похода. Составление сметы. Оформление походных и заявочных документов. Утверждение маршрута в маршрутно-квалификационной комиссии. Получение разрешения на выход в поход.

Подведение итогов похода:  составление отчета, подготовка выставки, проведение итогового вечера, участие в конкурсах.

2.Снаряжение для похода I и II категории сложности

Общественное и личное снаряжение туристов. Требования к снаряжению: малый вес, прочность, хорошие теплоизоляционные свойства, водонепроницаемость, защита от влаги, наличие запасной одежды и обуви.

Специальное видовое снаряжение, снаряжение и имущество для страховки и самостраховки

3.Питание в походе

Значение правильной организации питания в походе. Примерный набор продуктов и их калорийность. Возможности пополнения пищевых продуктов в пути, рыбная ловля, сбор ягод и грибов. Роль белков, жиров, углеводов и витаминов.

Примерная дневная норма расходов продуктов питания. Зависимость меню от протяженности и сложности дневного перехода и других условий. «Карманное питание». Применение сахара, глюкозы, шоколада, витаминов на особо трудных участках пути.  Водно-солевой режим, «НЗ» продуктов.

Составление меню, определение необходимого количества продуктов с учетом их веса и калорийности. Подготовка и упаковка продуктов. Простейшие способы очистки и обеззараживания воды. Знание ядовитых растений, грибов и ягод.

4.Тактика похода

Понятие «тактика похода». План похода. Виды маршрутов, их относительные преимущества и недостатки. Зависимость веса рюкзака от вида маршрута. Продолжительность похода, количество дневок и резервных дней. Распределение по маршруту технически сложных участков. График похода. Запасной маршрут. Планирование эмоциональных нагрузок.

Планирование дневного перехода. График движения, распорядок дня, выбор места бивака. План преодоления препятствия. Всесторонняя и тщательная проверка обстановки. Естественные и искусственные препятствия, техника их преодоления и меры по обеспечению безопасности. Основные причины возникновения опасных ситуаций и меры по их предупреждению.

Организация и проведение поисково-спасательных работ силами группы. Типы веревок и их характеристики. Меры по сохранению веревки и проверка её качества. Основные узлы. Грудная обвязка, пояс Абалокова, карабины и др.

5.Характерные заболевания и травмы в походе, их профилактика и лечение

Соблюдение правил личной гигиены. Значение своевременного оказания доврачебной помощи. Лечение, доступное в походных условиях.

Первая помощь при ожоге, кровотечении, повреждении кожного покрова, ушибе, вывихе, растяжении, переломе, солнечном и тепловом ударах, обморожении и переохлаждении, отравлении и ядовитом укусе. Наложение повязок и шин. Остановка кровотечения, искусственное дыхание. Транспортировка пострадавшего. Состав медицинской аптечки.

Б. Письменные контрольные задания:
Подготовка похода. Расчет продуктов питания для похода. Основные условные топографические знаки. Краеведческая работа в походе. Обработка ран, наложение повязок и шин.  

Г. Практические занятия на местности

Техника преодоления препятствий и меры по обеспечению безопасности (раскрываются по видам туризма)

Д. Пешеходный туризм.

Движение по травянистым склонам. Движение по заболоченным участкам. Движение по осыпям и моренам. Движение в лесу. Преодоление ручьев и небольших рек.

Е. Лыжный туризм.

Техника тропления лыжни. Подъемы, спуски, повороты и торможение на лыжах. Преодоление крутых заснеженных склонов. Движение по замерзшим рекам и водоемам. Действия группы в сложных метеорологических условиях. Оказание помощи при обморожениях

В. Велосипедный туризм

Устройство велосипеда и уход за ним. Техника езды на велосипеде Техника преодоления препятствий. Движение на улицах и дорогах.

IV Подготовка многодневного похода

1. Подготовка походной документации

Разработка плана подготовки похода. Сбор и обсуждение собранного материала оп району предстоящего похода. Разработка маршрута с учетом спортивной цели, краеведческих и специальных поисковых (исследовательских) задач. Составление календарного плана и сметы расходов. Подготовка материальной части. Оформление заявочной и  маршрутной книжек и подготовка к утверждению маршрута. Сообщение о походе в органы контрольно-спасательной службы.

2. Расчет продуктов питания для похода

Составить меню, с учетом пожеланий участников и повторяемостью через 3-4 дня, подсчитать вес и калорийность дневного рациона на  одного человека. Подсчитать общее количество продуктов каждого вида на весь поход. Определить, какие продукты взять с собой, а какие докупить на маршруте, распределить закупку между участниками. Подготовка и расфасовка продуктов, их учет и сохранение.

3. Выработка тактического плана преодоления сложного препятствия

4. Ориентирование на местности с помощью карты. Определение сторон горизонта

5. Движение по маршруту

6. Привалы и ночлеги в полевых условиях

7. Действия участника, отставшего от группы

8. Транспортировка пострадавшего на длительное расстояние.

9. Зачетный поход Техника преодоления препятствий и меры по обеспечению безопасности (тема раскрывается по видам туризма):

КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К ПЕШЕМУ ПОХОДУ И ПРАВИЛЬНО СОБРАТЬ РЮКЗАК 
Вам нет необходимости перечитывать тонны макулатуры для того чтоб правильно собраться в поход, для этого достаточно воспользоваться опытом тех людей которые не раз ходили в поход и соответственно собирали рюкзаки, каждый раз изменяя снаряжение что либо добавляя либо убирая в зависимости от опыта полученного в предыдущих походах. 

Ниже приведены правила подбора и сбора рюкзака, взятые из разных источников а так же проверенные временем и опытом многих людей в том числе и мною. 

При наименьших внешних габаритах рюкзак должен обладать наибольшей вместительностью и быть удобным для переноски. Для многодневного похода подойдут большие рюкзаки (50- 70 л), которые изготовлены из плотной крепкой ткани, имеют вшитое дно, надежно прикрепленные широкие заплечные ремни. 
2. Нужно, чтобы у него были широкие лямки. Узкие лямки больно режут плечи, от них нарушается кровообращение и затекают руки. Много неудобств в пути могут доставить неправильно подогнанные лямки. Слишком короткие врежутся в плечи, да и рюкзак могут поднять так, что он лишится опоры на пояснице. Слишком длинные опустят рюкзак вниз — это тоже неудобно. 

3. Собирая рюкзак, надо, прежде всего, уложить к спине мягкие вещи - одеяло, куртку, свитер т. д.;объемное и хрупкое — наверх; предметы первой необходимости — в карманы. Мало расстелить вещи равномерно вдоль всей спины. Надо, чтобы внизу спины образовался небольшой мягкий валик. Тогда вес груза распределится между плечами и поясницей. Иначе рюкзак будет сильно оттягивать плечи. 

4. Старайтесь укладывать вещи в рюкзак так, чтобы при движении не гремели плохо уложенные предметы. 

5. Надо иметь в виду, какие из вещей могут понадобиться в дороге или на привале в первую очередь и не прятать их далеко. Укладывая рюкзак, запомните месторасположение предметов, чтобы при необходимости нужную вещь можно быстро достать, а не переворачивать весь рюкзак. 

6. Все вещи должны быть в рюкзаке. Между тем нередко приходится видеть в походе туристов, несущих в руках палатки, вёдра или хозяйственные сетки. Руки должны быть свободны от груза для того, чтобы пользоваться компасом, чтобы вынуть карту или блокнот, чтобы отвести ветки, когда идёшь по лесу, чтобы придерживаться или страховаться при преодолении встречающихся в походе препятствий, наконец, чтобы при необходимости подать руку товарищу. 

7. Опытные туристы сначала ставят в рюкзак свернутый коврик (чтобы придать форму) и большой полиэтиленовый пакет (чтобы защитить вещи от влаги). Затем к спине укладывают спальник или одеяло, другие большие и мягкие предметы, далее — тяжелые консервы, сахар, крупы - подальше от спины чтоб не давили и не натирали. Сверху продуктов и в карманы то, что может понадобиться в пути. Личные вещи раскладывают в матерчатые или непромокаемые мешки. 

8. Когда вещи уложены, следует надеть рюкзак, чтобы проверить, удобно ли в нем. Правильно уложенный рюкзак должен плотно прилегать к спине вогнутой стороной. 

9. Нежелательно пристегивать крупные предметы снаружи рюкзака или снизу его. Но иногда этого избежать невозможно, в этом случае предметы (палатку, спальник) предварительно нужно завернуть в непромокаемый материал и плотнее привязать к рюкзаку. 

10. КЛМН (кружка, ложка, миска, нож) и другое : 

Кружки из пищевой пластмассы (не хрупкой), в отличие от металлических, гораздо легче и не обжигают руки но металлические не треснут если на них рюкзак упадет. 

Самые удобные ложки в походных условиях — алюминиевые. 

Миска (тарелка) может быть как пластмассовой, так и алюминиевой. Но помните, что в холодной воде пластмасса от жира отмывается намного труднее. 

Нож должен быть обязательно. Лично я не знаю ни одного походника кто пошел бы в лес без ножа. Не забудьте его положить в чехол. 

Все достоинства половника вы оцените, когда начнете разливать суп или раскладывать кашу. Емкость половника стандартная - 0,14 л. 

11. Вещи берем, которые не жалко практичные, удобные, легкие, чтобы быстро сохли - лучше всего Х/Б. Если шерстяные вещи слишком тяжелые, можно заменить их изделиями из синтетических тканей типа "Polartec". 

12. Куртки, свитера должны закрывать поясницу лучше если на резинке - особенно относится сказанное к милым барышням:) 

13. Документы, ключи, деньги герметично упаковать, надёжно, далеко запрятать в рюкзак. 

14. Обязательно взять запасные носки, лучше не одни и нижнее белье (а вдруг медведь :) ) 

15. Не брать ничего, что может разлиться, разбиться, запачкать всю Вашу одежду и снаряжение. Оставить дома стеклянные банки, например, любимое варенье. Если ну очень надо, то перелить в пластиковую бутылку. она не разобьется и не треснет. 

16. Всего должно быть две пары обуви: если одна промокнет, то вы сможете надеть другую. Обувь должна быть разношена, чтобы не мять и не натирать ноги. Подошва основной маршрутной обуви должна защищать от острых камней и стекол, вторая пара - это чаще всего разношенные кеды, чтоб переобуться на стоянке и дать ногам отдохнуть от ботинок. 

17. Не следует отдавать предпочтение застежкам на липучках на обуви (оторвутся или забьются после нескольких часов пути), лучше капроновые шнурки (в поход не забудьте взять запасные). 

18. Не берите дождевики. При прохождении через лес от веток и кустов они превратятся в лохмотья, к тому же, полиэтилен прилипает к телу, не пропускает влагу как внутрь, так и изнутри, в результате вы чувствуете себя некомфортно. Предпочтительнее взять штормовку - лёгкая непромокаемая куртка с подкладкой, цель - защита от ветра и небольшого дождя. Должна быть достаточно просторна, чтобы под нее можно было надевать тёплые вещи. Лучше синтетические куртки (меньше весят и быстрее сохнут).