Поисково-творческая деятельность
как средство формирования научного подхода к изучению природы, истории и культуры родного края.
Поскольку школьный туризм неотделим от краеведческой работы, то есть углублённого изучения во время походов истории, природы и культуры родного края – своей малой родины, о нём можно говорить не только как об уникальном оздоровительном комплексе, но и как о важнейшем средстве культурно-патриотического воспитания.
Растущая отчуждённость между людьми вызывает необходимость использования поисково-творческой деятельности в туризме для формирования коллективизма, взаимовыручки и других социальных умений и навыков.
Цель поисково-творческой деятельности в объединении «Наследие» – формирование научного подхода к изучению природы, истории и культуры родного края.
Поисково-творческая деятельность позволяет в полной мере осуществить данную цель с помощью следующих задач:
В области образования:
- расширение и углубление знаний учащихся, дополняющих школьную программу по истории, географии, биологии, литературе, ОБЖ, физической подготовке;
- приобретение умений и навыков в работе с картой и компасом;
- приобретение специальных знаний по вопросам туризма и ориентирования, доврачебной медицинской помощи;
- обеспечение выживания в экстремальных условиях, знакомство с проблемами экологии и охраны окружающей среды.
В области воспитания:
- содействие гармоничному развитию личности, совершенствование духовных и физических потребностей;
- формирование жизненной самостоятельности и волевых качеств;
- гуманное отношение к окружающей среде;
- выработка организаторских навыков, умение вести себя в коллективе.
В области физической подготовки:
- физическое совершенствование школьников – развитие силы, выносливости, координации движений в соответствии с их возрастными и физическими возможностями;
- выполнение в течение учебного года соответствующих спортивных разрядов по туризму и ориентированию, участие в соревнованиях и походах (в том числе и многодневных).
Актуальность поисково-творческой деятельности в туризме и краеведении
Современный этап освоения потенциала дополнительного образования по отношению к базовому, указывает на многие преимущества перед последним в создании поисково-творческих условий для формирования у каждого ребёнка общественных представлений о самом себе и окружающем мире.
«Дополнительное образование детей представляет собой гармоничное единство познания, творчества, общения детей и взрослых, в основе которого лежат любознательность и увлечённость свободным поискам на пути к мастерству и постижению смысла жизни» (А. К. Бруднов).
Приобщение к учебно-исследовательской деятельности при формировании личности ребёнка идёт через реализацию его в поисково-творческой деятельности.
Под учебно-исследовательской деятельностью понимается такая форма поисково-творческой работы, которая связана с решением учащимися творческой исследовательской задачи с заранее чувственным результатом… и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования: постановка проблемы, ознакомление с литературой по данной проблеме, овладение методикой исследования, сбор собственного материала, его анализы и обобщение, выводы.
Именно учебно-исследовательская работа, путём поисково-творческой деятельности помогла создать форму объединения - научно-исследовательская лаборатория.
Работа лаборатории нацелена на выявление и последующее воспитание личности, обладающей навыками исследовательской работы, умеющей претворять свою авторскую эвристическую идею в новый интеллектуальный труд. Итогом работы в лаборатории должна стать личность, для которой адаптация в учебно-исследовательской экспериментальной обстановке является условием формирования нестандартного мышления, умения быстро и грамотно ориентироваться в стремительно изменяющемся мире, вносящей новое содержание в социальную и производственную практику, умеющей ставить и решать новые задачи, относящиеся к будущему. Реализация программы осуществляется через научную поисково-творческую деятельность.
Обучение в лаборатории гарантирует получение системы основных знаний в области краеведения, биологии, экологии, географии, истории, литературы; овладение методикой исследовательской деятельности, приобретение профессионально-прикладных знаний
В процессе обучения учащиеся усваивают культуру устной и письменной речи, готовятся к продолжению обучения в высших и средних специальных учебных заведениях. Углублённый уровень знаний диктует необходимость персонификации обучения подростков. Этот путь самоорганизации, невозможный без тщательно продуманного цикла учебно-практических занятий, помощи со стороны педагогов и родителей. Результатом продуктивной поисково-творческой самодеятельности учащихся является их авторская исследовательская работа.
Для поисково-творческой работы используются следующие методы и формы работы:
- поисково-исследовательский метод (самостоятельная работа кружковцев с выполнением различных заданий на экскурсиях и в походах, выбор самостоятельной темы с дальнейшим оформлением рефератов, проектов и т.д.).
- Метод самореализации и самоуправления через различные творческие дела, участие в соревнованиях, походах, экскурсиях.
- Метод контроля: врачебный, самоконтроль, контроль успеваемости и качества усвоения комплексной программы, роста динамики психологических показателей.
- Метод подхода к образованию и воспитанию, предполагающий единство нравственного, физического, эстетического и других форм воспитания.
Формы работы: проведение соревнований и массовых встреч по туризму, ориентированию, топографии, военно-спортивных игр, краеведческо-экскурсионных мероприятий (экскурсии, конференции, краеведческие ралли, викторины, диспуты, игры). Проведение походов, начиная от однодневных, и далее – до сложных спортивных маршрутов; организация полевых туристско-оздоровительных лагерей.
Прогнозируемые результаты поисково-творческой деятельности и критерии их замера:
Прямыми критериями оценки результатов поисково-творческой деятельности служит успешное усвоение программы по годам обучения, прирост спортивных достижений, участие в походах, соревнованиях, конференциях при наличии положительных результатов.
Косвенными критериями служат: создание стабильного коллектива объединения, заинтересованность у частников в выбранном виде деятельности. Развитие чувства ответственности товарищества, а в конечном итоге – воспитание физически здоровых, сознательных патриотов своей родины.
В процессе обучения предусматривае6тся аттестации, теоретические зачёты. Зачётные соревнования и многодневные походы в гонце года. Осваивая разделы, включённые в программу, во время теоретических и практических занятий, на соревнованиях, в походах, в конце обучения ребёнок сможет осознанно выбрать подходящую специализацию и, используя широкий комплекс полученных знаний и навыков, продолжить своё развитие в одном из специализированных учебных заведениях.
Список литературы.
- Приходько П.Т. Пути в науку – М.: Знание, 1973 – 135с.
- Сивков К.В. Культурно-историческое изучение небольшого района – Л.: Изд-во «Брокгауз-Ефрон», 1926. – 98с.
- Эко У. Как написать дипломную работу. Гуманитарные науки: Учеб.-метод. Пособие. \ Пер. с итальянского Е. Косюкович. – М.: Книжный дом «Университет», 2001. – 240с.
- Как написать курсовые и дипломные работы: Методические рекомендации для студентов исторического факультета университета. – Киров: ВГПУ, 1996 – 26с.
- Кузин Ф.А. Кандидатская диссертация: Методика написания, правила оформления и порядок защиты: Практическое пособие для аспирантов и соискателей учёных степеней – 5-е издание, доп. – М.: «Ось 89», 200. – 224с.
- Книга рекомендаций и советов талантливым, активным и любознательным лицеистам. – Киров, 2001 – 111с.
- Ивочкина Т., Ливрец И. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся // Народное образование. – 2000. - №3. – с. 137.
|