Пятница, 17.05.2024, 14:01
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Сайт Дорофеевой Лады Васильевны

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [7]
Вход на сайт
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

«Программы профильных малозатратных типов лагерей и смен»

«Программы профильных малозатратных типов лагерей и смен»

  1. Краткая аннотация проекта

Проект выполняет муниципальное казенное учреждение дополнительного образования Оричевский районный Дом детского творчества.

Руководитель проекта:

методист по туризму и краеведению высшей категории Дорофеева Лада Васильевна.

Руководитель туристской группы:

педагог-организатор туристско-краеведческой деятельности первой категории Тулакин Андрей   Викторович.

Психолог: Лобастова Вероника Юрьевна.

2.1. Актуальность проекта:

Анализ ситуации, сложившийся в детской среде, свидетельствует о том, что отсутствие должного внимания общества к организации свободного времени детей и подростков ведёт к самым негативным результатам.

Кризис детства настолько очевиден, что о нём заговорили и представители государственных структур, и руководители общественных движений, и средства массовой информации. Этот обобщённый современными исследователями вывод свидетельствует об актуальной потребности государства в отборе научно обоснованных программ. В числе федеральных программ особое место занимает республиканское движение «Отечество». В рамках этой программы в Кировской области утверждена программа «Отечество – Земля Вятская». В Оричевском районе утверждена районная программа развития средствами туристско-краеведческой деятельности «Отечество – Земля Оричевская»

Туристско-краеведческая деятельность является оптимальной базой, как для коллективного, так и для индивидуального развития подростка. Основной задачей этой деятельности является вовлечение максимального количества детей в активный творческий процесс.

Туристский поход является одним из сложных этапов экскурсионного метода. Поход – один из самых активных способов конкретного и предметного изучения окружающей среды, которому во все времена придавали большое значение. Природа представляет собой живой музей, в котором надо уметь правильно ориентироваться, научиться не мешать работе сложных природных систем.

Немаловажное значение имеет и эмоциональная сторона походной деятельности. Даже маленькая прогулка уже даёт учащимся определённое настроение, целую гамму эмоций. Вот эти-то эмоции и окрашивают походные знания в яркие, незабываемые тона, делая их в то же время чрезвычайно живучими и прочными. В результате дети часто сохраняют впечатления от таких поездок даже тогда, когда становятся взрослыми людьми.

2.2. Значимость проекта.

Необходимо указать на воспитательное значение туристско-краеведческой деятельности в общественном смысле.

Отсутствие общественных навыков, наблюдаемое у некоторых детей, в обычной обстановке не проявляется, но в походе эти недостатки обнаруживаются очень резко. Перед подростком встаёт вопрос: или серьёзно заняться своим перевоспитанием на общественный лад, что большинство и делает, или нести на себе тягостное нерасположение коллектива.

Словом, походы, особенно продолжительные и сопряжённые с тяжёлым ежедневным трудом, осложнениями в пути, представляют собой своеобразную школу воспитания и общественной закалки. Туризм создаёт благоприятную почву для воспитания трудовых и волевых навыков. В походе турист учится преодолевать препятствия, готовить пищу, рубить дрова, ставить палатку. Можно с уверенностью сказать, что каждый турист, призванный в последствии в армию, покажет себя подготовленным, знающим, выносливым военнослужащим, готовым защитить свою Родину.

Туристическая группа – это не класс. Походная жизнь сближает туристов, они лучше узнают друг друга, часто дружба, возникшая в путешествии, остаётся на долгие годы.

Естественно, нельзя ожидать, что уже первое путешествие позволит пожинать положительные плоды. Походы надо проводить систематически, постоянно усложняя маршруты. Только тогда экологическая и туристско-краеведческая работа действительно станет комплексным видом воспитания молодого поколения.

2.3. Особенность проекта в том, что он направлен на работу с подростками группы риска, имеющих проблемы социализации, из неблагополучных, неполных, малообеспеченных семей, с низким уровнем коммуникативной культуры.

2.4. Аудиторию проекта составляют учащиеся – дети и подростки группы риска и их родители.

2.5. Цель проекта: Педагогическая поддержка и развитие детей и подростков группы риска с проблемами социальной коммуникации.

2.6. Задачи:

  1. Просвещение подростков в вопросах экологии и бережного отношения к природе, активная занятость подростков в каникулярное время.
  2. Проведение предварительной диагностики психологической совместимости туристско-краеведческой группы;
  3. Поведение туристско-краеведческого похода.

2.7. Ожидаемые результаты

Проблемный анализ психологического климата в подростковой группе риска. Психологический анализ юных туристов по заинтересованности, воспитанности, уровню социальной адаптации, тревожности.

Проведение занятий с туристской группой Темы: «Природа Кировской области», «Как найти себе друга в походе», «Капризы природы Кировской области», «Техника пешеходного туризма», «Выживание в сложных условиях», «Техника безопасности».

Проведение учебно-исследовательского похода на тему: «Изучение памятников природы Кировской области»

Проблемный анализ психологического состояния подростков группы риска.

Подведение итогов работы проекта.

 

3.  Реализация проекта

Продолжительность проекта с 20 – по 29 августа 2020 года.

20 августа 2020 года:

  • набор группы подростков
  • проведение анкетирования и тестирования подростков;

20-21 августа 2020 года:

  • проведение занятий с учащимися объединения «Туризм» руководитель А.В. Тулакин на темы: «Природа Кировской области», «Техника пешеходного туризма», «Выживание в сложных условиях». «Техника безопасности»;
  • проведение медосмотра;
  • индивидуальная работа с родителями;

22 – 27 августа 2020 года;

  • проведение учебно-исследовательского похода по южным районам Кировской области.

27 – 29 августа 2020 года

- подведение итогов похода;

  • проведение проблемного психологического анализа в группе юных туристов;
  •  отчёт.

4. Описание проекта

Для поддержки и развития детей и подростков группы риска  и профилактики негативных явлений в подростково - молодёжной среде необходимо создать условия для формирования физически сильной и морально устойчивой личности. Такие условия можно создать при помощи туристско-краеведческих походов, потому как сильная личность может выть воспитана в условиях преодоления трудностей, преодоления себя, преодоления страха перед сложными жизненными ситуациями.

Для выполнения поставленной цели необходимо выявить уровень социальной адаптации подростков, создать условия для самостоятельного формирования групп подростками:

-   своевременное выявление негативных явлений в подростковой среде;

-   проведение анкетирования и тестирования подростков;

-  проведение занятий с подростками на темы: «Как найти себе друга в походе», «Капризы природы Кировской области», «Техника пешеходного туризма», «Выживание в сложных условиях», «Техника безопасности»;

  • оказание помощи при преодолении сложных ситуаций в походе.

Для постепенного повышения физических и психологических нагрузок необходимы практические занятия на местности. Таким образом, происходит постепенное привыкание к коллективу группы, нагрузкам на маршруте, к удалённости от дома.

Вторая ступень на пути становления личности подростка – участие подростка в исследовательской деятельности. При этом необходимо:

  • изучение литературных источников по изучаемому объекту;
  • исследование, описание и систематизация данных, полученных при изучении;
  • оформление отчёта похода по изучаемой теме.

Третья ступень подготовки подростков – участие в учебно-исследовательском походе. Этот вид походов предполагает:

  • выезд в дальние, малонаселённые районы Кировской области со сложным рельефом и малодоступными для транспорта дорогами.
  • поход проводится в конце лета, в это время  неблагоприятные условия погоды часто становятся серьёзным препятствием в пути.
  • поход проводится 6 дней.
  1. Рабочий план реализации проекта

№ п/п

Наименование мероприятий

Сроки выполнения

Ответственные за выполнение

1.

Набор групп. Проблемный анализ психологического климата в туристской группе.

20 августа 2020 г.

Тулакин А.В. Дорофеева Л.В.

2.

Проведение занятий с туристской группой на темы: «Природа Кировской области», «Техника пешеходного туризма», «Выживание в сложных» условиях, «Техника безопасности»;

20–21 августа 2020 г.

Тулакин А.В.

3.

Проведение учебно-исследовательского похода

22-27 августа 2020 г.

Тулакин А.В.

Дорофеева Л.В.

4.

Проблемный анализ психологического состояния подростков, отчёт о походе.

27-29 августа 2020 г.

Дорофеева Л.В.

   8. Механизм оценки результатов

Критерии оценки эффективности проекта:

Оценка работы в рамках проекта и её эффективность оценивается по следующим критериям:

- количество подростков, охваченных  деятельностью при выполнении проекта;

- повышение активности и инициативности подростков и молодежи в сфере туристско-краеведческой деятельности;

- снижение уровня подростковой преступности в районе;

Анализ реализации проекта, реализованного в 2010

Анализ ситуации, сложившийся в детской среде, свидетельствует о том, что отсутствие должного внимания общества к организации свободного времени детей и подростков ведёт к самым негативным результатам.

Кризис детства настолько очевиден, что о нём заговорили и представители государственных структур, и руководители общественных движений, и средства массовой информации. Этот обобщённый современными исследователями вывод свидетельствует об актуальной потребности государства в отборе научно обоснованных программ. В числе федеральных программ особое место занимает республиканское движение «Отечество». В рамках этой программы в Кировской области утверждена программа «Отечество – Земля Вятская». В Оричевском районе утверждена районная программа развития средствами туристско-краеведческой деятельности «Отечество – Земля Оричевская»

Туристско-краеведческая деятельность является оптимальной базой, как для коллективного, так и для индивидуального развития подростка. Основной задачей этой деятельности является вовлечение максимального количества детей в активный творческий процесс.

Данный проект проходил апробирование в 2010 году.

 В 2010 году Оричевский районный Дом детского творчества стал лауреатом смотра-конкурса на лучший проект по организации работы с детьми группы риска в номинации: «Программы профильных малозатратных типов лагерей и смен». Руководитель проекта методист по туризму и краеведению высшей категории Дорофеева Лада Васильевна. Руководитель туристской группы педагог-организатор туристско-краеведческой деятельности первой категории Тулакин Андрей   Викторович.

Особенностью данного проекта является то, что он направлен на работу с подростками группы риска, имеющих проблемы социализации, из неблагополучных, неполных, малообеспеченных семей, с низким уровнем коммуникативной культуры.

Участниками проекта стали 14  подростков группы риска и их родители.

Цель проекта: Педагогическая поддержка и развитие детей и подростков группы риска с проблемами социальной коммуникации.

Задачи:

  1. Просвещение подростков в вопросах экологии и бережного отношения к природе, активная занятость подростков в каникулярное время.
  2. Проведение предварительной диагностики психологической совместимости туристско-краеведческой группы;
  3. Поведение туристско-краеведческой экспедиции.

Для поддержки и развития подростков группы риска  и профилактики негативных явлений в подростково - молодёжной среде необходимо создать условия для формирования физически сильной и морально устойчивой личности. Такие условия можно создать при помощи туристско-краеведческих походов, потому как сильная личность может выть воспитана в условиях преодоления трудностей, преодоления себя, преодоления страха перед сложными жизненными ситуациями.

Для выполнения поставленной цели необходимо выявить уровень социальной адаптации подростков, создать условия для самостоятельного формирования группы подростками:

-   своевременное выявление негативных явлений в группе туристов;

-  проведение занятий с подростками на темы: «Как найти себе друга в походе», «Капризы природы Кировской области», «Техника пешеходного туризма», «Выживание в сложных условиях», «Техника безопасности»;

  • оказание помощи при преодолении сложных ситуаций при проведении экспедиции.

Реализация проекта проходила с 20 – по 29 августа 2010 года.

  1. августа был проведён набор группы подростков. Так же проводилось анкетирования и тестирования подростков;

20 – 21 августа были проведены занятия с участниками проекта на темы: «Природа Кировской области», «Техника пешеходного туризма», «Выживание в сложных условиях». «Техника безопасности». Участникам так же необходимо было пройти медосмотр. Проводилась индивидуальная работа с родителями.

С 22 по 29 августа группа туристов – участников проекта выехала на место проведения экспедиции -  в урочище Атары, Лебяжского района Кировской области.

Первая ступень по реализации цели экспедиции - постепенное повышения физических и психологических нагрузок необходимых при практических занятиях на местности. Таким образом, происходит постепенное привыкание подростков к коллективу группы, нагрузкам на маршруте, к удалённости от дома.

Вторая ступень на пути становления личности подростка – участие подростка в исследовательской деятельности. При этом необходимо:

  • изучение литературных источников по изучаемому объекту;
  • исследование, описание и систематизация данных, полученных при изучении памятников природы и исторических памятников;

Третья ступень подготовки подростков – участие в учебно-исследовательской экспедиции:

  • выезд в малонаселённый район Кировской области со сложным и малодоступным для транспорта рельефом.
  • экспедиция  проходила в конце лета, поэтому неблагоприятные условия погоды стали серьёзным испытанием при проведении данного мероприятия.

29 августа - подведение итогов похода;

    Эффективность проекта:

Оценка работы в рамках проекта и её эффективность мы оцениваем по следующим критериям:

- количество подростков, охваченных  деятельностью при выполнении проекта - 14 подростков;

- повышение активности и инициативности подростков и молодежи в сфере туристско-краеведческой деятельности – 10 подростков прошедшие данный проект, занимаются туризмом и краеведением в туристско-краеведческих объединениях Дома детского творчества;

- снижение уровня подростковой преступности в районе.

Категория: Мои статьи | Добавил: Turist (03.03.2020)
Просмотров: 132 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar