Пятница, 17.05.2024, 13:18
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Сайт Дорофеевой Лады Васильевны

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [7]
Вход на сайт
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ТУРИСТСКО - КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Растущая отчуждённость между людьми вызывает необходимость использовать возможности туризма для формирования коллективизма, взаимовыручки и других социальных умений. В современных условиях, когда рушатся старые стереотипы патриотизма, именно туризм и краеведение, объединяющие в себе многие предметы и науки, могут стать эффективным средством обучения и воспитания школьников.

Поскольку школьный туризм неотделим от краеведческой работы, то есть углублённого изучения во время походов, экспедиций, экскурсий истории и природы родного края – своей малой родины, о нём можно говорить не только как об уникальном оздоровительном комплексе, но и как о  важнейшем средстве воспитания.

Организация туристско-краеведческой деятельности даёт возможность решать ряд задач, стоящих перед системой дополнительного образования в настоящее время:

  • Осуществление более глубокого и прочного освоения учебного материала, значительное расширение кругозора учащихся;
  • Развитие способности аналитически мыслить, концентрировать внимание, наблюдать, сопоставлять.

Особое значение в туристско-краеведческой совместной деятельности детей и взрослых имеет социально-профессиональная роль педагога. Педагогические ценности служат определяющим и связующим звеном между сложившимся общественным мировоззрением в области образования и деятельности педагога и детей. Подходы к образованию с гуманистических позиций в целом, воспитанию и развитию личности ребёнка можно выделить несколько видов ценностей. В первую очередь к таким ценностям относятся личностно-позиционные, характеризуются отношением к людям, к себе, и людей к себе, основанные на восприятии другого человека как личности уникальной (индивидуальности), свободной, творческой и неповторимой. Ценность личности ребёнка, безопасность его развития, забота о беззащитном маленьком человеке, который подвержен огромной опасности без помощи умного и понимающего взрослого - вот позиция (на основе ценностей),  которая характеризует хорошего учителя.

Одной из сторон личностно-позиционных ценностей является стремление общаться и расширять круг общения. Всё это позволит самореализоваться, самоутвердиться каждому воспитаннику в социально полезной деятельности, а также изменить жизнь в социальной среде, сделав её интересной и полезной.

Работы Оричевского Дома детского творчества в туристско - краеведческом направлении показала, что эффективны в плане личностного развития и приобретения социально-ценностного опыта практические занятия сквозных воспитательных и социально адаптированных программ:

  • «Школа выживания»;
  • Научно исследовательская лаборатория «Кедр»;
  • «К сокровищам Вятской природы»;
  • «Наследие».

Педагогическими идеями и принципами данных программ являются:

  • гуманизация образования;
  • осуществление целостного подхода к воспитанию;
  • соответствие содержания программ возрастным особенностям учащихся;
  • деятельностный подход в обучении;
  • формирование социально приемлемых интересов и потребностей учащихся и т.д.

Цель педагогической деятельности при реализации данных программ – формирование личности ребёнка как социально-ценностного субъекта общества и  обеспечение безопасности его развития в социуме.

Для достижения поставленной цели в работе предусматривается решение следующих задач:

В области образования:

  • расширение и углубление знаний учащихся, дополняющих школьную программу по, географии, биологии, ОБЖ, физической подготовке;
  • приобретение умений и навыков в работе с картой и компасом;
  • приобретение специальных знаний по вопросам туризма и ориентирования, доврачебной медицинской помощи;
  • обеспечение выживания в экстремальных условиях, знакомство с проблемами экологии и охраны окружающей среды.
  • В области воспитания:
  • содействие гармоничному развитию личности, совершенствование духовных и физических потребностей;
  • формирование жизненной самостоятельности и волевых качеств;
  • гуманное отношение к окружающей среде;
  • выработка организаторских навыков, умение вести себя в коллективе.
  • В области физической подготовки:
  • физическое совершенствование школьников – развитие силы, выносливости, координации движений в соответствии с их возрастными и физическими возможностями;
  • выполнение в течение учебного года соответствующих спортивных разрядов по туризму и ориентированию, участие в соревнованиях и походах (в том числе и многодневных).

Дополнительное образование по отношению к базовому, указывает на многие преимущества перед последним в создании условий для формирования у каждого ребёнка общественных представлений о самом себе и окружающем мире. Для этого мы используюем следующие методы и формы проведения практических занятий туристско – краеведческой направленности:

  1. Метод  самореализации и самоуправления через различные творческие дела, участие в соревнованиях, походах, экскурсиях.
  2. Поисково-исследовательский метод (самостоятельная работа кружковцев с выполнением различных заданий на экскурсиях и в походах, выбор самостоятельной темы с дальнейшим оформлением рефератов, проектов и т.д.).
  3. Метод подхода к образованию и воспитанию, предполагающий единство нравственного, физического, эстетического и других форм воспитания.
  4. Метод контроля: врачебный, самоконтроль, контроль успеваемости и качества усвоения комплексной программы, роста динамики психологических показателей.

Формы проведения занятий:

  1. Экскурсия – эта одна из форм активной переработки знаний наряду с практическими и лабораторными занятиями, содействует изучению окружающего мира, является более доступной формой для широких масс учащихся  при получении знаний в широком спектре наук: географии, биологии, ботаники, зоологии, истории, экологии и так далее.

Так же необходимо указать ещё на воспитательное значение экскурсии в смысле общественном. Экскурсанты должны приспособиться друг к другу, руководитель должен стремиться показать всё, что охватывается понятием «окружающая среда».

  1. Поход – более сложная форма практических занятий. Кроме темы и заданий, поход должен быть тщательно разработан, особенно в плане безопасности детей. Все участники похода получают определённые обязанности, которые начинают выполнять ещё при подготовке похода.

Очень важна психологическая совместимость участников похода. При её отсутствии походный процесс сильно осложняется и может поставить под сомнение достижение целей и задач похода. Психологическая совместимость выявляется при проведении занятий с психологом и небольших пробных выходах.

Хорошо сложенная и психологически совместимая группа является оптимальной средой для воспитания характера, отработки прикладных умений и получения новых знаний.

  1. Экспедиция - наиболее сложная форма  практического изучения окружающей среды посредством туристско-краеведческой деятельности. Воспитательные задачи остаются такими же, как и в походе, усложнение идёт в плане получения знаний. Первоочередной задачей здесь является – поиск. Поисковая деятельность – самая сложная, но и самая интересная сфера в туристско-краеведческой работе, первооткрывателями в которой являются сами участники экспедиции.

Для проведения поиска ребята должны иметь высокий уровень: туристической подготовки; теоретических знаний по поисковой проблеме; владеть методикой сбора фактов и экспонатов.

  1. Исследовательская работа. Для проведения исследовательской работы учащиеся должны иметь аналитический уровень мышления, способствующий собрать воедино разрозненные факты, добытые в экспедиции и на основе гипотезы составить логическую цепочку, способную на фактологическом материале обосновать или опровергнуть выдвинутую гипотезу. Работа над этим требует терпения, усидчивости и высокой работоспособности.

В работе туристско-краеведческих объединений Оричевского районного Дома детского творчества ежегодно проводится более 18 экскурсий, 10 походов, и 4 экспедиций. Итоги исследовательской работы в Доме творчества подводятся на районных краеведческих конференциях, где в среднем представляется 15 учебных исследовательских работ ежегодно.

Деятельность туристско-краеведческого направления основывается на интеграции воспитательных сил социума, взаимодействие с широким спектром социальных институтов. Интеграция воспитательных сил социума предоставляет реальные возможности реализовать следующие функции среды в приобретении социально-ценностного опыта учащихся:

1. Познавательная – является источником знаний во всех сферах жизнедеятельности и культуры.

2. Эмоционально - ценностная – позволяет учащимся выбрать  и закрепить основные ценности и смыслы жизни, выступают как источник эмоциональных переживаний;

3. Самореализации и самоутверждения – представляет возможность реализовать свои знания, опыт, способности в различных сферах актуальной жизнедеятельности, создаёт условия для личностного роста и саморазвития;

4. Действенно - практическая – способствует овладению широким разнообразным опытом практической деятельности и социально - приемлемого поведения;

5. Коммуникативная – способствует отработке навыков общения и построения отношений с людьми различных возрастных групп;

6. Самостроительство -  способствует формированию образа «Я» и корректирование Я – концепции;

7. Социализации – расширяет социальное пространство личности посредством включения в разнообразные виды деятельности и системы отношений.

В образовательном туристско-краеведческом процессе Дома детского творчества представлено разнообразие направлений деятельности – краеведческое, эколого-краеведческое, патриотическое, эколого-биологическое, туристическое, физкультурно-спортивное направления и социальная практика, что позволяет учитывать особенности детей по возрасту, уровню развития, интересам, способностям, возможностям ресурсного обеспечения разнообразных направлений совместной творческой деятельности детей и взрослых.

Воспитательный процесс при реализации программ туристско – краеведческой направленности включает:

  • развитие межпоколенческих связей;
  • формирование активной жизненной позиции и развитие социально-активной личности;
  • создание условий для самореализации в творческой деятельности;
  • профилактика асоциального поведения детей и подростков, детской безнадзорности, правонарушений и других социально негативных явлений.
  • Формирование у воспитанников гражданской нравственной позиции;
  • Формирование героико-патриотических позиций;
  • Развитие социальных инициатив;
  • Формирование духовно и физически здорового человека, способного встать на защиту государственных интересов России.
  • Овладение культурой своего народа, в том числе Вятского края;
  • Формирование установок на здоровый образ жизни;

Прямыми критериями оценки результатов обучения и воспитания служит успешное усвоение программ по годам обучения; разработка продукта туристско-краеведческой деятельности (исследовательская работа, отчет о походе, экспонаты, гербарии, разработка маршрута и т.д.); участие в конференциях, походах, соревнованиях.

Учащиеся Оричевского Дома творчества занимаются исследовательской работой с  1997 года. В 2000 году данные исследования впервые оформились в исследовательскую работу. Тематика первых работ отражала изучение памятников природы Оричевского района, Лопатинского и Савиновского озер. Основной целью этих работ было комплексное описание данных объектов, так как в периодической печати о памятниках природы Оричевского района в то время данных было очень мало.

Ежегодно проводится не менее 4 экологических экспедиций и 2-х категорийных походов не только по Оричевскому району, но и по другим районам Кировской области. За 15 лет работы объединения было написано 36 учебно-исследовательских работ.  Из них: 34 работ принимали участие в районных, и 16 в областных конкурсах юных исследователей родного края. 9 кружковцев за истекший период поступили в высшие учебные заведения по естественнонаучному профилю, 7 в средние учебные заведения по профилю.

С 2004 года проводятся научно-исследовательские лагеря «Кедр». За десять лет 250 детей из 6 школ района исследовали природу и историю родного края.

Косвенными критериями являются создание стабильного коллектива объединения, заинтересованность участников в выбранном виде деятельности. Развитие чувства ответственности товарищества, а в конечном итоге – воспитание физически здоровых, сознательных патриотов своей родины.

Туризм и краеведение носят общественный характер, поэтому учащиеся получают навыки самоорганизации, самоуправления, самообслуживания. Занятия на свежем воздухе, физические нагрузки во время походов и соревнований способствуют физическому развитию личности. Помимо этого, в процессе туристско-краеведческой работы школьники включаются в диалог с окружающим миром, знакомятся с людьми различных профессий.

Таким образом, туризм и краеведение обладают серьёзным воспитательным потенциалом, выступая связующим звеном между государственной политикой в области науки, культуры, образования, природопользования, экологии и многообразной познавательной деятельности школьников в этих сферах.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Turist (04.09.2014)
Просмотров: 1643 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0